Содержание книги

Глава 1. Устройство шин и колес легковых автомобилей
1.1. Шины с диагональным расположением нитей корда в каркасе
1.2. Шины с радиальным расположением нитей корда в каркасе (шины Р)
1.3. Камеры и вентили
1.4. Колеса
1.5. Маркировка и обозначение шин

Глава 2. Эксплуатация шин
2.1. Правила монтажа и демонтажа шин
2.2. Дисбаланс шин
2.3. Развал и схождение передних колес
2.4. Уход за шинами
2.5. Хранение шин
2.6. Особенности эксплуатации шин Р
2.7. Восстановление и ремонт шин

Глава 3. Износ автомобильных шин
3.1. Влияние давления воздуха и нагрузки
3.2. Влияние скорости и дорожных условий
3.3. Мастерство вождения автомобиля

Глава 4. Влияние шин на работу автомобиля
4.1. Влияние шин на динамические свойства и топливную экономичность
4.2. Влияние конструкции шины и рисунка протектора на безопасность движения
4.3. Шины с шипами противоскольжения



Каталог шин

BRIDGESTONE

FIRESTONE






Рекомендуем


buy viagra online

3.3. Мастерство вождения автомобиля

Влияние приемов вождения автомобиля на срок службы шин весьма существенно. В зависимости от квалификации водителя срок службы шин может измениться в несколько раз. К числу основных факторов, снижающих срок службы шин и зависящих непосредственно от водителя, относятся следующие: резкое торможение, особенно торможение с блокировкой колес; резкое трогание с места, особенно трогание с пробуксовкой колес; движение с большой скоростью на поворотах и резкие обгоны; наезды на препятствия и небрежное маневрирование.

Первые три фактора связаны с резким увеличением касательных сил, действующих на колесо. Действие на колесо тормозного и крутящего моментов, а также боковой силы на поворотах увеличивает зону скольжения в плоскости контакта шины с дорогой. Во всех этих случаях увеличивается зона скольжения в задней части плоскости контакта шины с дорогой и уменьшается зона сцепления в передней части контакта. Чем больше величина тормозной, тяговой или боковой сил, тем большая часть плоскости контакта «захватывается» зоной скольжения и тем меньше становится зона сцепления. В таких случаях иногда достаточно незначительного внешнего воздействия или изменения дорожной ситуации, чтобы автомобиль занесло. При этом резко увеличивается работа трения в плоскости контакта шины с дорогой и возрастает износ рисунка протектора.

Опытным путем установлено, что износ рисунка протектора в зависимости от касательной нагрузки любого направления (от крутящего и тормозного моментов, боковой силы) находится в степенной зависимости с показателем степени между квадратом и кубом. При торможении автомобиля с полной блокировкой колес на дорожном покрытии остается характерный темный след от протектора шины. Износ шин при таком торможении катастрофически велик. Такой процесс торможения усугубляется еще и тем, что резко возрастает температура нагрева в зоне контакта. Механическая прочность резины снижается и возникает более интенсивный вид износа — износ посредством скатывания, при котором отделяемая посредством трения резина протектора скатывается в валки.

Продолжительное и частое торможение таким методом приводит к тому, что шина изнашивается очень быстро и неравномерно — пятнами. Очень важным моментом является необходимость одновременного срабатывания тормозов всех колес. В противном случае вся сила торможения распределяется только на блокированные колеса.

Опытные данные показывают, что если принять интенсивность износа шин при непрерывном движении автомобиля со скоростью 80 км/ч за 100%, то при движении такого же автомобиля с той же скоростью, но с остановками через каждые 8 км, интенсивность износа возрастает в 2,5 раза. При движении в городе в часы пик, когда резко снижаются средние технические скорости и резко увеличивается количесто разгонов и торможений, износ шин повышается в 3 раза.

Резкое трогание автомобиля с места с пробуксовкой колес вызывает тот же эффект быстрого износа шин, что и при торможении. Особенно сильным становится воздействие тяговой силы на износ шин при трогании автомобиля на подъеме.

При движении автомобиля на поворотах боковая сила, действующая на колеса автомобиля, увеличивается за счет действия центробежной силы. Так как центробежная сила увеличивается пропорционально квадрату скорости, то износ шин при движении на поворотах увеличивается пропорционально четвертой степени скорости движения автомобиля. Исследования, проведенные за рубежом, показали, что отклонение автомобиля с базой 2743 мм на 1° от прямолинейного движения при скорости 100 км/ч вызывает образование центробежной силы, равной половине веса автомобиля.

Быстрое направление автомобиля с одной стороны движения на другую при обгонах вызывает такое же действие, что и поворот автомобиля. При резких поворотах, особенно на больших скоростях, слышится характерный скрип, указывающий на интенсивное поперечное скольжение в контакте шин.

Действие больших боковых сил — одна из главных причин преждевременного выхода шин из строя по износу протектора. Поэтому совершенно необходимо значительно снижать скорость движения автомобиля при прохождении поворотов.

Несоблюдение перечисленных рекомендаций по методам вождения приводит к тому, что за один день езды на автомобиле можно износить шины эквивалентно нескольким тысячам километров пробега.

Помимо ускоренного износа рисунка протектора действие крутящего и тормозного моментов, а также боковых сил по своим значениям, близким к пределу по сцеплению (юз, пробуксовка, занос на поворотах), может привести к преждевременному выходу шин из строя из-за отслоения протектора, расслоения каркаса. Шина может сместиться с обода и провернуться на ободе, вследствие чего произойдет отрыв вентиля.

Сильно страдают шины также от неумения или нежелания снижать скорость и объезжать такие, казалось бы, мелкие помехи или препятствия, как острые и твердые предметы, выступающие над поверхностью дорожного полотна крышки колодцев, железнодорожные рельсы и т. д. Часто можно видеть очень сильное прижатие боковин шин к тротуару при остановке автомобиля. В таких случаях возможен преждевременный выход их из строя из-за разрывов каркаса как в центральной части покрышки, так и в боковине. Разрыв покрышки от ударов и в первое время незамеченные повреждения проявляются не сразу, а позднее и потому бывают неожиданными и опасными.



← Назад   |   Содержание   |   Вперед →



Наши партнеры!